27 марта 2018, 12:59
Bullshittery

Багз Банни как трикстер-трансвестит


Трикстер – это мифологический персонаж, смыслом и сутью существования которого является обман окружающих. Как правило трикстеры весьма умны, но у них абсолютно отсутствуют моральные «тормоза» и уважение к любым авторитетам. Поэтому трикстер иногда предстаёт как бунтарь, восставший против власти и поплатившийся за это, как, например, Прометей, укравший огонь у богов, и отдавший его людям. Но это иллюзия, трикстер всегда безобразничает исключительно из любви к искусству, и не заботится ни о ком другом.

Идеальный трикстер – бог Локи из северной мифологии. Самая знаменитая история о нём начинается с того, что Локи ночью отрезал волосы богине Сиф, жене бога Тора. Тор не колебался относительно того, чьих рук была эта проделка, и пошёл проведать Локи. И хотя тот поначалу запирался, после угроз переломать все кости до единой Локи сознался в содеянном. В качестве оправдания он привёл … пьянство. Просто напился вечерком медовухи, и решил, что будет отличная шутка над Сиф: встанет поутру, глядит – а лысая. В дальнейшем Локи пришлось показать чудеса изворотливости и изобретательности чтобы поправить дело. В результате Сиф получала новые золотые волосы, Тор свой знаменитый молот, Один бьющее без промаха копьё Гунгнир, а Локи чуть было буквально не лишился головы. Но началась история с того, что кое-кто абсолютно не способен контролировать свои поступки.

Истории о трикстерах широко распространены во всех развитых культурах. В Африке это паук Ананси, у американских индейцев Койот и Ворон, в Древней Греции бог Гермес, в Китае царь обезьян Сунь Укун. В отечественном фольклоре трикстером является такой персонаж, как Лиса Патрикеевна. Иногда в трикстеры записывают даже Остапа Бендера, но это, без сомнения, чересчур.

Одно из академических определений трикстера таково:

Трикстер одновременно мудрый и глупый, исполнитель и жертва собственных розыгрышей. Трикстер всегда мужского рода, аморальный и ищущий беспорядочных сексуальных связей, его поступки возмутительны. Он часто особо озабочен низшими телесными функциями, и часто принимает форму животных. Трикстер чрезвычайно изобретательный и творческий по своей природе, и в какой-то степени помогает людям.

Leeming. World of Myth. p. 154
Книжки по "культурологии" весьма о многом умалчивают касательно человеческой культуры

Беспорядочная сексуальная активность является одним из ключевых признаков настоящего трикстера. Греческий Гермес являлся также фаллическим богом – по всей Древней Греции на перекрёстках дорог стояли «гермы» – квадратные колонны с его бюстом на вершине, и изображением, скажем так, «мужского достоинства» чуть пониже. Поскольку Гермес также был богом дорог и путешественников, возможно, этой штукой он «направлял» путников в верном направлении. Дети Гермеса – козлоногий сатир Пан и Приап, второстепенный бог плодородия, изображавшийся с половым органом в состоянии вечной эрекции.

Смена пола также является обычным делом для трикстера. Это и не удивительно, ведь принадлежность к определённому полу является неотъемлемой и неизменяемой характеристикой любого человека (ну, являлась до середины XX-го века). Осознание того, что всё это время партнёром на самом деле был бородатый мужик, дарит бурю эмоций как одураченному, так и трикстеру. Локи, как идеальный трикстер, отличился и тут – его шалости зашли так далеко, что однажды он даже забеременел.

Трикстреры часто движимы алчностью, жаждой славы и удовольствий, и использование для достижения этих целей бесчестных и подлых приёмов не проходит даром для окружающих – как правило, окружающие от трикстеров страдают. Для всех нас будет лучше, если в обществе не будет лжи и обмана, и здесь возникает большая проблема с историями о трикстерах. Мы можем восторгаться той ловкостью, с которой они обводят вокруг пальца простачков, но приходится признать, что простачки – это мы. Трикстеры – агенты хаоса в обществе, и когда они не только не несут наказания за свои поступки, но спокойно празднуют особо успешные безобразия, у слушателя историй остаётся тяжёлое чувство несправедливости.

Самая молодая из крупных культур на этой планете – американская – не могла избежать появления собственного, самобытного трикстера. Общепризнанно, что уникальным американским воплощением трикстера является кролик Багз Банни.

Впервые как полноценный персонаж он появился в мультфильме «Дикий Заяц» (A Wild Hare) в 1940 году. Успех мультфильма был таков, что он был номинирован на Оскар (но не выиграл). С тех пор история Багза Банни продолжается непрерывно, хотя персонаж к сегодняшнему моменту сильно изменился. От зайца 40-х и 60-х годов сейчас осталась только культовая фраза «What's up, Doc?». Дальше речь идёт о классическом Багзе Банни, каким он был до 1964-го года. Поскольку полнометражные эпизоды автоматически блокируются на любом видеохостинге за нарушение авторских прав, иллюстрировать придётся отрывками.

Почему Багз трикстер?

Он не уважает власть, и не подчиняется её. Он не признаёт правила и идёт вразрез с ними. Причём это касается не только правил поведения, но и законов физики, например. Как он сам говорит в одном из эпизодов: «Я знаю, что это бросает вызов закону гравитации, но я не учил законов».

Многие эпизоды построены на отрицании закона «охотник-жертва». Багз, как кролик, должен быть объектом приложения насилия со стороны хищников, но не тут-то было. Он не только не прячется, а агрессивно и изобретательно сопротивляется, находя в этом удовольствие и игру, дурачась, общаясь со зрителями, и унижая противников. Помимо этого, Багз просто источает нарцисизм. Как и все трикстеры он искренне любит себя, падок на лесть и комплименты.

Весь Багз за три минуты:

Багз живёт один, у него нет друзей и знакомых, только противники. У трикстера не бывает друзей: мир вокруг – не более чем игровая площадка, а все её населяющие – объекты розыгрыша. Самый лакомый объект для трикстера – персонаж, относящийся к окружающему миру и себе серьёзно. Одним из таких персонажей является Йоземит Сэм – суровый рыжеусый мужчина, появляющийся в сериале в ролях, отождествляющихся с мужественностью: ковбой, пират, рыцарь, бандит, викинг, и т.п. Необходимость соблюдать правила, настаивать на своём, и всячески защищать свою мужественность делает его абсолютно безоружным перед трикстером – Сэм не может уклониться даже от детской уловки взятия «на слабо».

Багз достаточно интеллектуален. Во всяком случае, он самый интеллектуальный герой среди основных персонажей. Он часто сидит в норе, грызёт морковку и читает книжку до начала каких-либо событий. Он расслаблен, часто издевательски спокоен и вежлив. Но в то же время он обожает сводить людей с ума. Багз крайне агрессивен, и ему ничего не стоит «докопаться» до другого персонажа без какого-либо повода.

Благодаря отсутствию каких-либо тормозов, Багз выходит победителем изо всех конфликтов. Он двуличен, лжив и не испытывает ни малейших угрызений совести. Притвориться больным, умирающим или раскаивающимся чтобы вызвать к себе сочувствие, а затем отвесить дурачку пинка – абсолютно нормальное поведение, сопровождающееся весёлым хихиканьем.

Ему нравится издеваться и унижать других персонажей, никаких проблем с этим. Режиссёры мультфильма отлично это осознавали, поэтому для оправдания выходок Багза они часто строили сюжет на самообороне: антагонисты каким-то образом донимали зайца, и получали на это ответ. Отсюда родилась одна из его знаменитых фраз: «Конечно вы понимаете, что это означает войну», (Of course you realize, this means war), после которой Багз пускался во все тяжкие.

Реальность, между тем, несколько другая.

Кто-то весь мультфильм издевается над Даффи, и когда он, вконец выведенный из себя требует обидчика показаться, отходящая на задний план камера демонстрирует Багза, томно закатывающего глаза, и выдающего ещё одну свою знаменитую фразу: «Ну разве я не мразь?» (Ain't I a stinker?).

Ничего личного, он развлекается просто, дурачится. Ну, такой зверь.

Суть трикстера обязывает к определённому поведению, а общественная нравственность не позволяет публично его демонстрировать. Но в той степени, в какой позволено, Багз крайне сексуален.

Двусмысленности ситуации, конечно, добавляет то, что все участвующие лица мужского пола. И хотя по ходу сюжета эти поцелуи используются Багзом как типично трикстерский трюк – шокировать, смутить, и вывести из себя оппонента – прибегает к ним он с явным удовольствием. И это его врождённая черта – практиковать такое кокетство заяц начал с самой первой серии. Несомненно, тут сыграла роль и общая репутация кроликов как животных, и присущий Багзу нарциссизм.

Антропоморфный трикстер принимает форму животного. А что делать зооморфному трикстеру? Принимать форму человека, разумеется. Но поскольку наш трикстер ещё и самец, то он просто обязан становится женщиной.

И это Багз делает мастерски, уверенно и с удовольствием.

Перевоплощение происходит не только для тактического решения текущей задачи одурачивания оппонента. Оно нередко продолжается и после, когда необходимость в нём уже отпала. Заяц просто любит это дело, некоторые сцены весьма недвусмысленны.

– «Это дело для СуперКролика!»

– Запрыгивает в телефонную будку, выскакивает в платьишке а-ля «юная деревенская дурочка».

– «Упс, простите, не тот костюм».

Костюм не спрятан в будке, Супермен носит его с собой. У Багза с собой оказалось платье с рюшечками. Это тоже для игр, как и в Супермена, но только для чуть других.

Когда создателей Багза спрашивали о его поведении, они просто говорили, что переодеться в женщину – самое смешное, что может сделать мужчина. Они действительно так думали, давненько всё было, люди были другие. Но персонаж живёт своей жизнью, и диктует как играть роль своим создателям, хоть они этого и не осознают.

Что Багз думает о женщинах?

После того, как волшебный порошок застил Багзу глаза, и ведьма превратилась в крольчиху, он говорит: «Да знаю я, знаю. Но разве они не все ведьмы внутри?» ("Ah sure, I know. But aren't they all witches inside?). Этот эпизод вышел в 1953 году. Политкорректность добралась до него в 1980, и с тех пор Багз говорит: «Да знаю я, знаю. Но в конце концов, кому хочется проводить Хэллоуин в одиночестве?» (Sure uh, I know. But after all, who wants to be alone on Halloween?). Здесь очередная трикстерская история: не можешь обмануть других – ну обмани себя.

Попытки подогнать Багзу какую-то подругу изредка проскакивали, особенно ближе к концу золотого века американской анимации, 1960-х годов, но ничем в целом не увенчались.

В 1996 году появилась некая Лола Банни, с которой у Багза вселенская любовь. Желающие могут прочесть о ней на вики. Останавливаться не буду, из психопата и социопата с наклонностью как минимум к трансвестизму, современный Багз Банни превратился в унылого, добропорядочного, и до блевоты положительного героя.

Выглядит сейчас это как-то так.

Заяц, ты ли это?

Это настолько убого, что даже как-то не верится. Ну что «для детей», мульты сороковых годов тоже были для детей. Дети, воспитанные вот на этом, не нужны от слова «совсем».

Так что всё это было? Багз вообще плохой, да ещё и «из этих»? Нет ли здесь «пропаганды среди несовершеннолетних», длящейся аж с 1940-го года? Что хотели нам сказать давно покойные аниматоры классического Багза Банни?

Да в общем, ничего. Они просто делали мультики. Термин «трикстер» появился в научной литературе с конца 19-го века, но я сильно сомневаюсь, что аниматоры УорнерБразерс эти книжки читали. Под Багзом нет никакой заранее продуманной идеологической основы. Был просто персонаж, отказавшийся играть свою роль, и подчиняться охотнику. У этого персонажа есть культурный прототип, ещё один трикстер – Братец Кролик. Он имеет африканское происхождение, и в США попал вместе с рабами. Отсюда его внутренняя анти-законная и анти-властная направленность, трюки Братца Кролика зачастую направленны против плантаторов, надсмотрщиков и других угнетателей. Но Братец Кролик в целом персонаж отрицательный и осуждаемый. Как и все трикстеры, он импульсивен и аморален, лжец и обманщик для получения личной выгоды.

В первом же мультфильме с Багзом, «Диком Зайце», он демонстрирует весь набор условий для истории про трикстера: сообразительный, беспринципный и импульсивный протагонист, сопротивление авторитету, победа, добытая обманом. Мелкие личные чёрточки зайца – чмоканье мужиков с томно закатанными глазами – также уже присутствуют. Пока всё вполне канонично, таких историй корзинка с горкой у людей на всех континентах.

Проблема в том, что Багз не осуждаемый трикстер. Трикстер обманывает сам себя, и является главной жертвой своих розыгрышей. Это защитная реакция людей на мошенников и обманщиков – какими ловкими не были бы фокусы, они должны быть разоблачены. Трикстер отрицательный и неприятный персонаж, и должен в итоге пострадать.

В шестиминутном мультике нет возможности поднимать моральные вопросы. Развлекательное действие превыше всего, и трикстер просто находка для такого формата, он может делать что угодно, поскольку ничем не связан. Он возникает с началом эпизода и исчезает в конце, у него нет истории, прошлого, опыта и ограничений, только индивидуальность. Индивидуальность трикстера – беспринципность, импульсивность, жестокость, самолюбие. Эти качества необходимы, чтобы создать интересную историю – никто не будет открыв рот слушать пресную басню о безгрешности вселенской доброты, нужен другой персонаж. Но теперь персонаж тащит людей за собой. Нет необходимость специально создавать противоречивый образ и вносить сомнительные моральные черты – он уже готов, и дальше только развивается. Ещё есть чисто американские условности – моральная однозначность и необходимость хэппи-энда. Главный герой не может быт плохим, максимум – он может быть противоречивым. А раз так, он не может пострадать в конце. Но хороших трикстеров не бывает, и чем трикстер матёрее, тем он хуже.

Режиссёры столкнулись с этой дилеммой сразу же. Классический Багз Банни может быть главным героем только когда внешние силы бросают ему вызов. Тогда все его действия оправданны. Но существующий сам по себе Багз – агент хаоса, он деструктивен. Именно поэтому современные мультики так отличаются от старых – они в принципе про другого персонажа. Багз не может жить в одном доме с Даффи и ходить на работу к Порки Пигу. Настоящий Багз выпотрошит и сожрёт их в тот же день, просто так, от скуки.

Чак Джонс, мультипликатор и один из создателей оригинального Багза сказал о нём в интервью 1998 года: «Очень важно, чтобы он был спровоцирован. Потому что если он не будет, то останется просто хулиган и задира, а мы этого не хотели. Мы хотели, чтобы он был хорошим». Но за каждым персонажем стоит архетип, культурный смысл, который люди видят в нём. А Багз – трикстер, и он живёт своей жизнью, как не пытайся добела отмыть чёрного кобеля.

Все люди одинаковы, структура мозга и, соответственно, образ мышления одинаков. Режиссёры интуитивно понимали, что такой персонаж как Багз ДОЛЖЕН быть наказан. Даже не зная слова «трикстер» и всей мифологической зауми, они видели кого они создали, и какие усилия требуются, чтобы держать его в рамках. Багз должен был пострадать, потому что это ПРАВИЛЬНО. Багз Банни не положительный герой, мы просто подходим к экрану в тот момент, когда он наказывает тех, кто заслуживает наказания.

Багз проиграл всего двум персонажам. Один раз на хитрую гайку нашёлся болт с резьбой – Багз встретил Гремлина. Это типичное появление превосходящей силы – такой же как ты сам по сути, только больше. Моральный урок не удался, подобное нельзя победить подобным.

Можно отметить только, что Гремлин – агент хаоса более высокого уровня. Ему не требуются оправдания для разрушения и нападения. Он напал просто потому, что может. Это сам Багз в квадрате, даже без видимости тормозов.

Второй раз Багз проиграл черепахе Сесилу, и этот эпизод во всех отношениях примечателен.

Режиссёры наконец-то отпустили Багза на волю, и он раскрылся во всей своей полноте. Эпизод начинается тем, что Багз читает утверждение «Черепаха победила зайца», что приводит его в ярость. Это одно из традиционных начал историй о трикстерах – до небес раздутое самолюбие заставляет их всегда доказывать своё превосходство. Где-то что-то написано на заборе – не важно, трикстер уже несётся вперёд. С Багза разом слетает наигранная интеллектуальность, и он агрессивно нападает на черепаху, которая вообще ни сном, ни духом о том, что ей уготовили режиссёры. Умные люди не читают того, что пишут на заборах, и тем более не принимают на свой счёт. Становится кристально ясно, что умным Багз казался просто оттого, что до этого всегда был окружён идиотами. Оскорбления, угрозы, бахвальство и нечестное пари – Багз знает, что соперник ему не ровня, но это ничуть его не останавливает. «Ну разве я не мразь?»

Во время гонки Багз ведёт себя как всегда – строит баррикады, ломает мосты, изо всех стараясь задержать воображаемого соперника. Средства не важны, главное победа. И хотя заяц остаётся одураченным, главное не это. Главное в том, кто это сделал. Багза победила не черепаха Сесил, а группа черепах.

Не скатываясь на его уровень, трикстера можно наказать только совместными усилиями. Общество, которое трикстер рассматривает как свою игровую площадку, рассматривает трикстера как разрушителя, и когда он заходит слишком далеко, оно даёт ответ.

Разумеется, такую мораль создатели мультфильма не закладывали, это моё мнение. Они совершенно не думали в таких терминах, но всё же этот эпизод является экранизацией истории, известной, как минимум, ещё с Древней Греции: басни про Зайца и Черепаху. Пытаясь как-то обуздать древний архетип трикстера, воплотившийся в молодом американском зайце, его создатели не нашли ничего лучше, чем надеть на него ярмо одного из древнейших культурных шаблонов. Причём изо всех вариантов басни выбрали именно тот, где победу приносят действия группы над индивидом.

В дальнейшем зайца просто кастрировали, и все проблемы ушли сами.

Уникальность Багза Банни как американского массового продукта в том, что он неполноценный трикстер. В отличии от мифологических и фольклорных родственников Багз цензурирован индустрией, и ему никогда не дали вырасти из штанишек детсадовских шалостей. Багз несёт в себе весь трикстерский арсенал и постоянно применяет его, но в то же время он «хороший». Багза не за что наказывать, поскольку от его выходок страдают только «плохие». Так не бывает. Даже режиссёры не знают, что делать с этой двойственностью: некоторые эпизоды начинаются с того, что некий антагонист несёт Багза в корзинке, и сообщает ему, что сегодня будет рагу из кролика. Далее сюжет следует по накатанной колее, с лупцеванием, издевательствами и хихиканьем.

Подразумевается, что некто поймал зайца, и теперь тому нужно бороться за свою длинноухую жизнь. Но я-то знаю правду. Заяц за кадром сам залез в эту корзину. Он просто не может по-другому.

Все заметки категории «Some Random Bullshittery»