Вы читаете:

"Фламинго"

Будущее фламинго


Ими торговали финикийцы, их ели римляне, их ловили отправляли в Европу, и просто охотились на них из спортивного интереса: у фламинго долгая и неприятная история взаимоотношений с людьми. И хотя сейчас птицы пользуются преимуществами в силу правил, защищающих многие из их мест обитания и сводящих к минимуму захват, торговлю и охоту, будущее фламинго отнюдь не выглядит безоблачным.

Браконьерство яиц по-прежнему распространено в Южной Америке, и по всему ареалу обитания птиц постоянно сообщается о небольшом, но стабильном потреблении людьми фламинго в пищу. Незаконный убой десятков взрослых птиц вызвал возмущение в Индии в начале 2012 года, особенно в силу того, что это произошло во время проведения Глобальной конференции по наблюдению за птицами, проводимой в штате Гуджарате. Также известно, что на птиц оказывают негативное влияние почти все виды человеческих средств передвижения, включая самолеты, лодки и автомобили повышенной проходимости. Шум и волнение, вызванные этими транспортными средствами, срывают усилия по кормлению и размножению и могут привести к бегству фламинго из среды обитания. Как ни странно, большая часть этого трафика связана с экотуризмом, средства от которого в теории должны направляться для защиты птиц в долгосрочной перспективе.

Ещё более тревожным является деградация мест обитания фламинго в результате человеческой деятельности, такой как добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и расширение городов. Это может снизить качество гнездовий и мест кормления из-за изменения рН воды, появления конкурирующих с фламинго за пищу инвазивных видов, осушения (для орошения или получения доступа к минералам) и создания опасных структур, таких как линии электропередач, в которых фламинго могут запутаться во время перелётов. В Средиземноморье являющийся туземным видом обыкновенный фламинго часто вступает в контакт с убежавшими из зоопарков и зверинцев чилийскими и американскими фламинго, что вызывает у исследователей беспокойство о потенциально пагубном генетическом и поведенческом эффекте попыток размножения смешанных видов.

Одним из наиболее спорных вопросов является предлагаемое строительство дорог через незаменимые места обитания фламинго. Возможно, самым известным примером этой надвигающейся угрозы является снова и снова планируемое строительство автомагистрали в Танзании, с целью предоставить разработчикам и промышленникам доступ к берегам озера Натрон – единственного важнейшего в мире гнездовья малых фламинго. Столь же, если ещё не более вредным чем сама дорога, является сопутствующий план открытия завода по добыче соды, что может изменить уровень воды в озере и потенциально снизить качество и количество доступной птицам пищи. Местные жители добавляют свои голоса к хору сторонников запрета строительства дороги – их средства к существованию зависят от туристов, посещающих озеро Натрон с целью увидеть живущие там массы фламинго. Устройство дороги также предполагалось возле «города фламинго» в Качском Ранне. Государственный департамент общественных работ штата Гуджарат утверждает, что шоссе необходимо для удовлетворения потребности в транспорте сил безопасности и экотуристов. Однако биологи опасаются, что строительство изменит уровень воды и уменьшит доступность жизненно важных для фламинго пищевых ресурсов.

Несмотря на то, что каждый из шести видов фламинговых сталкивается со своим собственным сочетанием существующих и/или потенциальных проблем для выживания, все птицы в равной степени могут страдать от последствий изменения климата. Фламинго невероятно чувствительны к малейшим колебаниям температуры и осадков, определяющих пригодность местообитаний. Изменение погодных условий может как высушить, так и затопить любимые заводи фламинго до такой степени, что рН воды перестанет быть пригодным для существования основной добычи птиц; также беспокойство вызывает изменение состояния воды – в результате этого могут разрастись токсичные виды водорослей или распространиться вредные бактерии. Колебания уровня воды также могут привести к тому, что ил станет слишком жёстким или слишком жидким для строительства гнезда, и фламинго могут отказаться от размножения. Хотя верно, что некоторые популяции фламиновых легко адаптировались к антропогенным средам обитания, это скорее исключение, чем правило. Скорее всего, будет непросто обеспечить фламинго искусственными альтернативами их предпочтительных природных мест обитания, и если потеря кормовых и гнездовых районов распространится широко, это вероятно, приведёт к катастрофе.

«Близкий к уязвимому положению» малый фламинго наслаждается подходящей водой в кратерном озере в Кении

В настоящее время в наиболее тяжёлой ситуации находятся чилийский, малый и фламинго пуна (Джеймса), их классифицируют как «виды, близкие к уязвимому положению»; совсем рядом располагается андский фламинго со статусом «уязвимый вид»; к счастью, обыкновенный и американский фламинго имеют статус «виды, вызывающие наименьшие опасения» (хотя всё большее беспокойство вызывает местное исчезновение этих видов). Защитники природы уже прилагают усилия, чтобы уменьшить угрозу для будущего птиц. Ключевые места обитания южноафриканских видов уже получили статус официально охраняемых, и активисты прилагают серьёзные усилия в получении такого же статуса для озера Натрон и других африканских убежищ малого фламинго. В некоторых регионах были введены законы о борьбе с браконьерством, а также наняты охранники для защиты колоний фламинго в течение сезона размножения.

Молодой фламинго, оснащенный передатчиком-рюкзаком для отслеживания его среды обитания

И возможно самое главное – исследователи по всему миру работают над выявлением всё большего числа мест обитаний фламинго. Эти интенсивные усилия по определению мест, в которых птицы проводят время, имеют жизненно важное значение, поскольку без этой информации экологи не знают, какие области нуждаются в защите. Переписи важны не только для обеспечения точного подсчета представителей каждого вида, но и для выяснения, являются ли популяции устойчивыми или непостоянными. К сожалению, распространение фламинго на обширных пространствах, а также склонность птиц относительно часто перемещаться из одного места в другое, делают очень трудными сбор географических и демографических данных. Для проведения экспедиций требуются большие, скоординированные группы исследователей и добровольцев и, конечно, довольно много времени и денег. Усилия для привлечения внимания общественности, такие как кампания организации BirdLife Integrional «Think Pink» и программа «Adopt a Flamingo» фонда Wildfowl & Wetlands Trust, направлены разъяснение вызовов, с которыми сталкиваются фламинго, а также сбора средств, которые будут использованы для важных работ по охране птиц.

Наблюдение над содержащимися в неволе птицами для целей охраны фламинго имеет такое же значение, как и полевые исследования диких птиц. За прошедшие годы наблюдения за птицами в искусственной среде обитания предоставили обширную информацию о физиологии, морфологии, поведении и демографии. Это особенно справедливо для трёх южноамериканских видов, которых трудно найти и изучить в дикой природе. В течение тысяч лет люди успешно содержали фламинго в неволе. Одну из старейших частных коллекций фламинго можно найти в Копенгагенском зоопарке, в котором различные виды фламинго содержаться с 1881 года. Фламинго, как известно, не размножались в неволе до 1937 года, когда пара американских фламинго, содержавшихся в Hialeah Park Race Track во Флориде, произвели на свет яйцо; к сожалению, птенец умер после двух недель искусственного вскармливания. Однако всего через несколько лет, в 1942 году, там же была задокументирована первая успешная попытка размножения фламинго в неволе.

Птенец фламинго, вылупившийся в Слимбридже, Глостершир – одного из лучших в мире фондов разведения фламинго в неволе

Исследователи предложили несколько теорий о том, почему фламинго с таким трудом размножаются в искусственных условиях. Подрезка крыльев или маховых перьев, выполняемая для предотвращения побега птиц, может затруднить балансирование самцов на спине самок во время спаривания. Небольшой размер стаи может быть проблемой. Птицы почти никогда не размножаются, если группа состоит менее чем из десяти особей, а «магическое число» для успешных усилий по размножению, по-видимому, составляет 40 особей; единственным исключением из этого эмпирического правила является американский фламинго, который, похоже, готов размножаться в относительно небольших стаях – например, на Галапагосских островах, где размер популяции всегда был относительно небольшим. В некоторых случаях были попытки расставить зеркала в вольерах фламинго и таким образом убедить их в многочисленности стаи, но птицевод Фил Туви сообщает, что некоторые склонные к нарциссизму фламинго становятся слишком самовлюблёнными, и больше тратят время на рассматривание своего отражения, чем на поиски партнёра. На протяжении многих лет применялась другая тактика, включающая в себя использование разбрызгивателей для имитации наступления сезона дождей и установку искусственных гнезд для стимулирования потенциальных пар к действию – гнёзда заставляют птиц полагать, что их товарищи по стае уже начали гнездование. Последняя методика в конечном итоге оказалась наиболее полезной и обычно используется зоопарками, парками и частными заводчиками по всему миру.

Фальшивые яйца фламинго можно использовать для того, чтобы побудить к размножению птиц в неволе

Сотрудники фонда Wildfowl & Wetlands Trust в Слимбридже развили эту уловку, вставив поддельное деревянное яйцо в одно из гнезд; после его появления в начале каждого сезона размножения отмечено, что члены стаи часто касаются яйца своими клювами, словно проверяя, является ли оно жизнеспособным.

Разработка эффективных протоколов размножения в неволе является долгосрочной целью по двум основным причинам. Во-первых, если удастся добиться устойчивого воспроизводства птиц в искусственных условиях, отпадёт необходимость привозить птиц из дикой природы – а этот процесс всегда ассоциирован с риском травм и смертей птиц во время ловли и транспортировки. Во-вторых, поддержание большой и здоровой популяции птиц в неволе выступает страховым полисом против любых катастроф, которые могут происходить в дикой природе. Эти птицы могут стать важным источником генетического разнообразия, необходимым для восстановления дикой популяции. Также, если программы разведения в неволе задействуются в полной мере, их можно будет использовать для выращивания птиц, которых просто выпустят в естественную среду обитания. Ни один из этих вариантов не заменит разработки программ охраны окружающей среды, поддерживающих и улучшающих здоровье диких фламинго, но они являются бесценными вариантами в качестве резервного плана.

Корм фламинго, вымачиваемый в воде

Задолго до оптимизации протоколов размножения заводчикам фламинго пришлось решать вопрос с самым фундаментальным требованием любого животного – с пищей. На самом деле, у смотрителей до сих пор возникают трудности с подготовкой идеальной для каждого вида смеси витаминов, минералов, и, конечно, каратиноидов. Ранние корма позволяли фламинго выживать, но не давали им приобрести знаменитый цвет. Помимо уменьшения энтузиазма к фламинго у посетителей зоопарков, была выдвинута гипотеза, что блёклость оперения уменьшала интерес птиц к размножению. К проблеме с действительно научной точки зрения не подходили до 1950-х годов, а с этого момента исследователи стали экспериментировать с множеством различных компонентов пищи, которые, как предполагалось, помогут «расцветить» птиц; в их число входили свежесобранная трава, паприка, рыба и креветки, люцерна и маис. Современные гранулы корма изготовлены из витаминизированной смеси пшеницы, рыбной муки, сои, маиса, креветочной муки и красителя Carophyll ®, отвечающего за цвет птиц. Гранулы обрызгивают водой до тех пор, пока смесь не примет жидкую консистенцию, птицы затем могут пользоваться при кормлении естественным для них способом фильтрования воды для извлечения из неё частиц пищи.

Опыт заводчиков фламинго неоценим для работающих в полевых условиях людей, от которых может потребоваться уход за ранеными дикими фламинго. Исследователь Х. Х. Берри описал усилия, предпринятые в 1975 году для спасения и искусственного выкармливания 40 птенцов малого фламинго, брошенных их родителями на солончаке Этоша в Намибии. В конечном счёте значительная часть птенцов умерла, а выжившие остались малорослыми и чахлыми. Берри сетует на отсутствие «более научно обоснованной диеты», которая могла бы улучшить вероятность успешного выкармливания. Благодаря качеству современных коммерческих смесей усилия по искусственному выкармливанию в настоящее время намного более плодотворны, хотя и неизбежно требуют затрат труда и времени.

Поскольку здоровье является как физическим, так и ментальным, заводчики пытаются понять, как держать их фламинго счастливыми. Учитывая тот факт, что обычно рядом с одним фламинго оказывается другой, не удивительно, что птицам для счастья нужна насыщенная социальная жизнь. Во время полевых исследований было замечено, что среди пар и групп фламинго имеется тенденция к образованию «дружбы» и «коалиций», и эти работы вдохновили углубленное исследование взаимоотношений фламинго в неволе. Эти наблюдения могут помочь администраторам, среди прочего, определить: каков оптимальный размер стаи; сколько места нужно птицам, прежде чем они начнут действовать друг другу на нервы; какое численное соотношение полов оптимально для поощрения размножения. Определив, какие птицы предпочитают проводить время вместе, птицеводы могут также избежать разделения «друзей» при перемещении птиц между вольерами или переводе животных на другие объекты. Результаты этих исследований также интересны в общем плане, поскольку их можно сравнить с данными, полученными от других видов, и, следовательно, потенциально осветить более широкие закономерности социального поведения у всех животных (включая людей).

Витрувианский фламинго. Паоло Ривера, 2005 г.

Показ фламинго – одна из самых популярных достопримечательностей в зоопарках и зверинцах по всему миру. В действительности, из-за отдаленной и негостеприимной природы мест обитания фламинго, содержащиеся в неволе птицы для многих людей являются единственным шансом увидеть настоящий, а не пластмассовый экземпляр. И таким образом, «неволя» становится важным инструментом в кампании по повышению осведомленности людей о ситуации с угрозами фламинго в дикой природе. Образованию также способствует выпуск документальных фильмов, таких как «Малиновое крыло» (The Crimson Wing) и «В розовом» (In the Pink), а также необычное количество внимания, которое эти нескладные, но в то же время обаятельные птицы получают в средствах массовой информации.

Как мифический феникс, для которого фламинго, возможно, явился вдохновением, в человеческом сознании фламинго возрождался снова и снова: как изысканное лакомство, как символ сплочения, как эмблема плохого вкуса, и теперь как символ нужды, в которой оказались многие группы – включая, к сожалению, и некоторых из самих розовых птиц. Благодаря своим необычным и уникальным физическим характеристикам, фламинго всегда привлекали наше внимание и никогда не переставали удивлять. И хотя они могут выглядеть хрупкими и лёгкими, в действительности крепкие птицы выживают в одних из самых суровых мест на Земле, и делают это в течение миллионов лет. Мы можем только надеяться, что наши усилия по защите фламинго и их мест обитания сохранят эти живые окаменелости, чтобы они освещали ещё много дней для следующих поколений.

Предыдущая страница

«Вавилонский Зоопарк»